Товарный знак зарегистрирован НПФ Кварц Rambler's Top100
Продукция Новости Каталог О предприятии Контакты Обратная связь Регионы Карта сайта
Обновление сайта 29.01.2021 г.

Капремонт АТСК 50/200
Адаптер САК
Аппаратура для АТСК 50/200
Аппаратура для АТСК 100/2000
Аппаратура для АТСКЭ Квант
Каналообразующая аппаратура
Металлоизделия

Как экономно решать проблемы сельской связи. - Журнал "Вестник связи" N2-2009

Текст    Список   


"Вестник связи" N2-2009



Стр. 39


Стр. 40


Стр. 41
Воронеж

Журнал "Вестник связи" N2-2009

Как экономно решать проблемы сельской связи

С. А. Плахотнюк, технический директор ООО НПФ "Кварц" (г. Воронеж), кандидат технических наук

В условиях развивающегося кризиса финансовые проблемы региональных компаний электросвязи вынуждают их пересматривать свои инвестиционные программы и искать способы снижения издержек. Особенно это касается сельской связи. Связь на селе должна существовать и развиваться (или хотя бы поддерживаться в работоспособном состоянии), но в большинстве случаев она убыточна и требует значительных затрат на эксплуатацию. Замена устаревших АТС на современные цифровые в условиях кризиса становится весьма проблематичной и при этом не сулит экономической отдачи. Как же и модернизировать сельскую связь и сократить затраты на эксплуатацию, не совершая неоправданных финансовых вложений?

Снижение расходов на эксплуатацию сельских АТС (связанных с необходимостью выезда специалистов, порой на расстояние в десятки километров) может быть достигнуто как за счет повышения надежности самих АТС, так и введения функций дистанционного контроля и управления АТС. В этой статье рассматриваются варианты экономичного решения проблем как частичного, в "узких местах", так и комплексного, в максимально возможном объеме.

Повышение надежности АТС, улучшение качественных параметров

Для повышения надежности АТС нами разработаны электронные аналоги, заменяющие "один на один" релейные блоки АТСК 50/200 (РСЛО и РА) и АТСК 100/2000 (Р, КПП, РСЛИ, РСЛВ). Эти изделия позволили повысить надежность АТС и стабильность параметров. При этом полностью исключена архаичная процедура периодической настройки релейных блоков путем подгибания контактов реле. Следствие - упрощение обслуживания АТС, повышение качества связи и сокращение эксплуатационных расходов.

Кроме отмеченного, электронные блоки РСЛОЭ 50/200 и РСЛОЭ-ВЧ 50/200 (с сигнализацией 2ВСК) позволяют решить проблему с некомплектностью соединительных линий АТС.

Переход на новую систему нумерации

Один из вариантов обеспечения перевода сельских координатных АТС на новую систему нумерации не предполагает их замену цифровыми или же радикальную модернизацию. В АТСК 50/200 и АТСК 100/2000 достаточно заменить существующие блоки регистров электронными, в которых реализована работа с закрытой 10-значной нумерацией. Разработанные нами электронные блоки РАЭ 50/200, РЭ 100/2000, РСЛВ/РЭ 100/2000 заменяют существующие релейные блоки "один на один" и помимо повышения надежности решают проблему с новой системой нумерации.

Сокращение расходов на строительство ЛКС

В условиях сокращения финансирования даже в тех местах, где устанавливаются цифровые АТС, возникает новая проблема. Спаренные абонентские линии, доставшиеся "по наследству" от АТСК 50/200 и АТСК 100/2000, для подключения к цифровой АТС требуют распаривания, т. е. прокладки дополнительных кабельных линий (часто по селу, растянутому на несколько километров). И если деньги на АТС нашлись, то с финансированием прокладки линий, как правило, возникают большие проблемы.

Мы считаем, что значительного сокращения расходов в такой ситуации можно добиться, временно сохранив спаренные абонентские линии. Оборудование для спаривания (например, адаптер САК) стоит намного дешевле прокладки линий.

В настоящее время адаптеры САК в значительном количестве (около 15 тыс. комплектов) успешно работают как с КСМ, так и с ЦАТС в Воронежской, Липецкой, Архангельской, Курской, Нижегородской, Новосибирской и Псковской областях, Ставропольском крае и Республике Марий Эл.

Разумеется, это - компромиссное решение. Однако в сложных условиях финансирования существующая проблема решается "малой кровью".

Комплексное решение проблем сельских АТС

Разумеется, решение всего комплекса проблем сельской связи достигается цифровизацией. Однако экономические реалии не позволяют осуществлять ее в необходимых масштабах.

Мы же предлагаем радикальную модернизацию (капитальный ремонт) АТСК 50/200 и АТСК 100/2000, при которой обеспечивается решение целого комплекса проблем сельских АТС при стоимости в 3 - 5 раз меньшей стоимости аналогичной цифровой АТС. Оборудование для такой модернизации - комплект для капремонта АТСК 50/200 (КСМ) - мы выпускаем уже несколько лет. Главное достоинство такого пути заключается в том, что от старой АТС остаются только самые надежные блоки - МКС, которые способны служить еще десятки лет. Все прочие убираются, старый монтаж заменяется новым, в статив устанавливается новый модуль. Такой капремонт может быть выполнен квалифицированным персоналом за 2 - 3 дня. После капремонта фактически получается современная АТС с новыми свойствами, включая наиболее востребованные функции цифровой станции:

  • возможность наращивания абонентской емкости, при этом платы АК от АТСК 50/200 не требуются;
  • дистанционное управление АТС с компьютера УЭС, в том числе управление правами абонентов на соединение;
  • подключение охранной и пожарной сигнализации с выдачей тревоги на компьютер УЭС;
  • учет всех происходящих на АТС процессов, ведение архива выполненных соединений, сбор данных для повременного учета;
  • встроенные функции АОН и АПУС;
  • подключение таксофонов;
  • предоставление абонентам дополнительных видов обслуживания (ДВО) - переадресация вызова, прямой вызов без набора номера, повторный вызов без набора номера и т. д.;
  • работа с тональным набором номера (DTMF);
  • поддержка межстанционной сигнализации 1ВСК и 2ВСК;
  • возможность организации закрытой (в том числе и 10-значной) системы нумерации, вызова спецслужб и альтернативных операторов связи;
  • эксплуатационный сервис - дистанционное измерение параметров абонентских линий, блокирование приборов (ШК, РСЛ и АОН) как дистанционно с компьютера УЭС, так и с панели управления КСМ, встроенный автоответчик и др.

Следует отметить, что в методике поверки АПУС КСМ предусмотрено использование прибора "Комета", межповерочный интервал составляет два года. Это очень важно для метрологических служб, поскольку иными средствами проводить поверку множества удаленных АТС весьма долго и затруднительно.

Для дистанционного управления КСМ служит компьютер УЭС с установленной программой "Центр Технической Эксплуатации" (ЦТЭ). ЦТЭ позволяет наблюдать за работой КСМ в реальном режиме, изменять его настройки, вести архивы, в том числе и для АПУС. Удаленный доступ к КСМ для администрирования и считывания данных возможен как традиционным способом (по коммутируемому каналу через модем), так и по сети Ethernet.

Защита от возможных внешних электромагнитных воздействий, способных повредить оборудование (гроза, сетевое напряжение и т. д.), обеспечивается быстродействующей защитой абонентских комплектов, а также механической развязкой КСМ от абонентских линий посредством МКС. В само критическом случае разрядом могут быть повреждены только транзисторы абонентского комплекта, ремонт которого выполняется за 15 - 20 мин. В отличие от АК цифровой АТС в данном абонентском комплекте не выполняется оцифровка сигналов, нет кодеков, поэтому ремонт прост и дешев.

Экономическая эффективность предлагаемого решения

Стоимость оборудования для капремонта АТСК 50/200 зависит от монтируемой номерной емкости, количества и типов примененных МКС и в 3 - 5 раз ниже стоимости аналогичной цифровой АТС. Кроме того, в случае необходимости номерной емкости затраты на приобретение КСМ могут быть скомпенсированы или даже перекрыты за счет подключения новых абонентов.

Следует также сравнить стоимость ремонта КСМ и ЦАТС. Техническое обоснование меньшей подверженности КСМ внешним электрическим воздействиям приводилось выше. Поэтому электрические повреждения "внутренних" блоков КСМ практически исключены (в отличие от ЦАТС). Ремонт же поврежденных блоков КСМ (пока существуют грозы, это неизбежно, как и для ЦАТС) стоит в 8 - 10 раз дешевле ремонта аналогичного блока ЦАТС. Более того, такой ремонт не требует специального оборудования и может быть выполнен персоналом УЭС.

Функции дистанционного контроля АТС и абонентских линий, дистанционное управление работой АТС и правами абонентов вместе с повышением надежности самой АТС значительно сокращают эксплуатационные расходы.

Кстати, сокращение площади, необходимой для размещения АТС, часто оказывается весьма актуальным. Нередки случаи, когда узлы электросвязи отказываются от дорогостоящей аренды помещений под АТС, а сами АТС размещают в контейнерах. При этом 160-номерная АТС на основе КСМ занимает всего один статив, и разместить ее в контейнере, предназначенном для ЦАТС, несложно.

Практика применения

Капремонт без особых проблем выполняется персоналом УЭС в течение 2 - 3 дней. Наиболее удобно выполнить монтаж в условиях УЭС, затем перевезти КСМ на место установки и выполнить переключение абонентов в удобное время. КСМ поставляется с полным монтажным комплектом кабелей в соответствии с емкостью АТС, типом и количеством МКС. Подробное руководство по монтажу и пусконаладочным работам снимает практически все вопросы.

География АТС, на которых выполнен капремонт посредством КСМ, весьма обширна: с севера на юг - от Архангельской области до Карачаево-Черкессии, на восток - вплоть до Приморского края. Наибольшее количество капремонтов выполнено в филиалах ВолгаТелекома - Нижегородском, Самарском и Республике Марий Эл, здесь капремонт выполнен практически на всех нуждающихся в нем АТС. В филиалах ЮТК - в Карачаево-Черкессии (практически на всех АТС, нуждавшихся в ремонте), и в Ставропольском крае. В филиалах СибирьТелекома - больше всего в Новосибирской области, в филиалах Северо-Западного Телекома - в Архангельской области. В небольших объемах капремонты АТС выполнены в десяти филиалах ЦентрТелекома, а также в филиалах Дальсвязи и Уралсвязьинформа.

Как правило, посредством КСМ выполняют капремонт АТСК 50/200 с расширением номерной емкости: вместо 50 номеров становится 60-80, вместо 100 номеров становится 110-120, что незначительно влияет на увеличение стоимости капремонта. Следует отметить, что дальнейшее расширение номерной емкости возможно и оказывается экономичным.

При капремонте АТСК 100/2000 с емкостью 200 и более номеров также используется несколько КСМ (на каждые 150 номеров), а для их объединения используется мультиплексор цифровых каналов БИКМ-М. Таким образом может быть построена АТС суммарной емкостью до 600 номеров (при объединении 4 блоков КСМ), имеющая до 60 внешних каналов (2 потока Е1). На практике таким образом выполнялись капремонты на АТС емкостью до 300 номеров включительно, при этом значительно сокращалась необходимая для размещения АТС площадь.

Итоги

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что даже в условиях кризиса существует эффективное и экономичное решение проблемы устаревших АТСК 50/200, которое выводит их на современный уровень, и оно находит практическое применение. При этом в соответствии с законом "О связи" обеспечиваются повременный учет соединений, предоставление универсальной услуги и закрытая 10-значная нумерация - и это без серьезных затрат на цифровую АТС. Мы считаем, что технический уровень и универсальность предложенного подхода обеспечат решение проблемы сельских АТС на 10 - 15 лет.

Воронеж

© НПФ "Кварц". Разрешается свободное копирование авторских статей для всех изданий. Обязательное условие копирование статей - гиперссылка на главную страницу сайта http://quartz-voronezh.ru, указание копирайта © НПФ "Кварц" и фамилии автора.


Публикации (в хронологическом порядке)

Воронеж

09.04.09


Rambler's Top100