Товарный знак зарегистрирован НПФ Кварц Rambler's Top100
Продукция Новости Каталог О предприятии Контакты Обратная связь Регионы Карта сайта
Обновление сайта 29.01.2021 г.

Капремонт АТСК 50/200
Адаптер САК
Аппаратура для АТСК 50/200
Аппаратура для АТСК 100/2000
Аппаратура для АТСКЭ Квант
Каналообразующая аппаратура
Металлоизделия

Сельская цифровая АТС - шаг за шагом. - Журнал "Вестник связи" N7-2004

Текст    Список   



"Вестник связи" N7-2004


Стр. 34


Стр. 35


Стр. 36
Воронеж

Журнал "Вестник связи" N7-2004

Сельская цифровая АТС - шаг за шагом

С. А. Плахотнюк, технический директор ООО НПФ "Кварц" (г. Воронеж), кандидат технических наук

Переход от старых, отработавших свое координатных АТСК 50/200 к современным цифровым АТС - веление времени. Конечно, хотелось бы заменить все и сразу, но реалии таковы, что средств на полную замену крайне недостаточно. Сельская связь по определению убыточна, и финансирование ее развития обычно выполняется в последнюю очередь.

В этой статье хотелось бы рассмотреть подход, позволяющий перейти от АТСК 50/200 к цифровой АТС поэтапно, с относительно небольшими капиталовложениями на каждом этапе. Каждый этап такого перехода придает АТС новые качества и дает реальный выигрыш по сравнению с предыдущим. При этом на начальном этапе затраты могут быть даже компенсированы за счет расширения номерной емкости АТС и подключения новых абонентов.

Возникает вопрос - как можно от координатной АТС поэтапно перейти к цифровой? На первый взгляд, это невозможно - слишком разнородны их построение и элементная база. Но давайте рассмотрим цифровую АТС критическим взглядом - нельзя ли ее реализовать на уже работающей АТСК 50/200 последовательно, шаг за шагом?

Выделим основное в структуре цифровой АТС: абонентские комплекты с формирователями потоков, контроллер и цифровой коммутатор. Абонентский комплект выполняет довольно сложные функции по взаимодействию с абонентом, преобразованию речевых сигналов и формированию цифровых потоков, объединяющих сигналы абонентов в пределах платы. Сформированные потоки цифровым коммутатором перенаправляются по назначению - внутренним абонентам или во внешний поток. Контроллер управляет всей работой АТС, сохраняет информацию о соединениях, обеспечивает дополнительные сервисные возможности.

Теперь попробуем сравнить эту структуру со структурой координатной АТС. Здесь абонентский комплект - простейший, коммутация выполняется координатным полем МКС, соединения с внутренними абонентами осуществляют шнуровые комплекты, с внешними - РСЛО, функции приема номеров и управления коммутацией - регистры и маркеры. Конечно, замена "один на один" релейных блоков электронными, оснащение аппаратурой АОН и дистанционной диагностики позволяет решить проблему надежности и реализовать дополнительный сервис. Однако качественного скачка это не дает и к цифровой АТС не приближает.

Первый радикальный шаг от координатной АТС к цифровой может быть сделан с частичным сохранением традиционной структуры. При этом все имеющиеся на АТС релейные блоки демонтируются, сохраняется только коммутационное поле на основе самых надежных блоков АТСК - МКС. Функции абонентских комплектов, ШК и РСЛО выполняются их электронными аналогами. Управление всеми приборами и коммутацией выполняется контроллером, который обеспечивает уровень сервиса, сравнимый с предоставляемым цифровой АТС. Обновленная АТС становится гораздо компактнее - один статив может иметь емкость до 140 абонентов. Фактически при этом АТС проходит капитальный ремонт, в результате которого она становится квазиэлектронной. Стоимость данного этапа примерно вчетверо дешевле цифровой АТС соответствующей емкости. После такого капремонта сразу получается ощутимая выгода: сравнительно недорогое оборудование не только повышает надежность АТС и обеспечивает высокий уровень сервиса, но и позволяет легко расширить ее емкость. Для этого необходимы только дешевые абонентские комплекты и дополнительные МКС. Прибыль же от подключения дополнительных абонентов может даже перекрыть расходы на оборудование.

Итак, в результате первого шага получилась АТС, реализующая практически тот же уровень сервиса, что и АТС цифровая, но потребовавшая гораздо меньше затрат. С ней может использоваться та же аппаратура уплотнения, что работала и до переоборудования, или же можно использовать для формирования цифрового потока встроенную специализированную аппаратуру уплотнения.

Более того, такая АТС гораздо дешевле цифровой и в эксплуатации. Всем известно, сколько стоит ремонт поврежденного грозой абонентского комплекта цифровой АТС, а также насколько оперативно возможно его отремонтировать в сельской глубинке. В рассматриваемой структуре абонентские комплекты хотя и электронные, но простые и дешевые, и в случае повреждения ремонт сведется лишь к замене нескольких транзисторов. При этом вероятность повреждения остальных блоков снижается механической развязкой коммутационного поля, так как при отсутствии соединения эти блоки просто отключены от абонентских линий.

Разумеется, структура коммутационного поля на основе МКС накладывает принципиальные ограничения на конфигурацию АТС. Емкость АТС легко расширяется добавлением дополнительных МКС (по 20 или 10 абонентов), но число станционных приборов ограничено двадцатью вертикалями МКС. Поскольку для подключения РСЛ требуется одна вертикаль, а для ШК - две, получаем максимальное количество приборов - восемь РСЛ и шесть ШК. При этом связь доступна одновременно двадцати абонентам: для восьми - внешняя, для двенадцати - местная. По этой причине расширение емкости АТС свыше 120-140 номеров в такой структуре нежелательно. Кроме того, востребованность внешней связи, как правило, выше чем местной. Так возникают следующие задачи - увеличение числа внешних соединительных линий и дальнейшее расширение емкости АТС сверх указанного предела.

Для решения этих задач переходим ко второму шагу построения цифровой АТС - формированию внутренних цифровых потоков и цифровому коммутатору. На этом этапе по-прежнему сохраняется коммутационное поле на основе МКС, а также абонентские комплекты и РСЛ, но исключаются ШК. Число РСЛ становится равным числу вертикалей МКС, то есть двадцати, что сразу придает АТС гибкость в перераспределении соединений между внутренними и внешними. Сейчас, как и ранее, связь одновременно доступна двадцати абонентам, но уже без жесткого ограничения по внутренней и внешней связи: в зависимости от запросов на связь контроллер выполняет динамическое перераспределение. Дополнительное оборудование, необходимое на этом этапе - формирователь цифровых потоков и цифровой коммутатор.

По стоимости этот этап примерно вдвое дешевле первого этапа. Специализированный формирователь цифрового потока существенно дешевле существующей внешней аппаратуры ИКМ. Более того, поскольку он работает в комплексе с контроллером АТС, от РСЛ не требуется формировать сигналы управления и взаимодействия (в потоки их непосредственно включает контроллер). В результате для этого варианта могут быть использованы более простые и дешевые РСЛ. Выигрыш в цене по сравнению с цифровой АТС здесь объясним тем, что оцифровывать нужно сигналы от 20 РСЛ, а не от 120 абонентов (соответственно гораздо ниже стоимость номера).

Кроме гибкости в распределении внешней и внутренней связи, реализация этого этапа позволяет существенно расширить емкость АТС. При этом АТС строится из однотипных секций, в одной из которых устанавливается цифровой коммутатор. При использовании коммутатора восьми потоков может быть объединено до шести секций АТС с выходом двух потоков Е1 (то есть до 60 внешних каналов). Общая емкость АТС при этом может достигать 720-840 номеров (при емкости секции в 120-140 номеров). Таким образом, может быть реализовано переоборудование не только АТСК 50/200, но и АТСК 100/2000 соответствующей емкости.

Итак, после двух рассмотренных шагов мы получили вместо старой координатной новую квазиэлектронную АТС с расширенной емкостью, гибкой структурой, большим числом внешних линий и цифровым потоком на выходе, а также сервисом, практически соответствующим сервису цифровой АТС. А теперь зададим себе вопрос: а чего, собственно, мы ожидаем от сельской цифровой АТС (кроме престижного слова "цифровая") и что в построенной по нашей структуре АТС отсутствует? И по здравому размышлению придем к выводу, что, пожалуй, никаких новых потребительских качеств при переходе к цифровой АТС получено не будет.

Может, конечно, остаться сомнение, что построенная таким образом АТС с механическим коммутационным полем - уже завершенное изделие, и развитие ее закончено. Однако это не так - возможность перехода к полностью цифровой АТС возможна, и мы переходим к третьему, последнему шагу.

На этом этапе демонтируются МКС, а также заменяются абонентские комплекты, вместо которых теперь будут использоваться упомянутые выше РСЛ (для каждого абонента), устанавливаются дополнительные формирователи цифровых потоков для включения в них сигналов всех абонентов и цифровой коммутатор заменяется более мощным. Контроллер АТС доработок не требует - в нем лишь заменяется программное обеспечение. Однако стоимость этого этапа достаточно высока. Чудес не бывает - в результате мы опять пришли к стоимости цифровой АТС. Это вполне естественно, поскольку после третьего шага нами реализована структура цифровой АТС, а элементная база и там, и здесь примерно одинакова. Однако затраты на переоборудование АТС производятся поэтапно, то есть не требуется больших разовых капиталовложений.

Возможно, есть резон задуматься о целесообразности третьего шага, поскольку реальный выигрыш при этом - только полная доступность абонентов по внутренней связи (что вряд ли актуально для сельской АТС), а стоимость его довольно высока. Замена механической коммутации в МКС цифровой коммутацией позволит лишь несколько повысить надежность соединений, но в случае серьезного повреждения значительно увеличит стоимость ремонта.

Может возникнуть вопрос: все изложенное выше - чисто теоретические рассуждения, или они имеют под собой практическую основу? Идея первого этапа не нова, варианты ее реализации появились несколько лет назад. Однако половинчатые решения, заложенные в эти разработки, не допускают расширения емкости АТС и возможности дальнейшего совершенствования. Концепция, заложенная в основу разработанного нашей фирмой КСМ 50/200, лишена этих недостатков и позволяет последовательно провести рассмотренное в статье переоборудование координатной АТС в цифровую. В настоящее время полностью реализован и ведется выпуск варианта КСМ 50/200 для первого этапа и завершается разработка оборудования для второго этапа. Ряд АТС, переоборудованных на основе КСМ 50/200 (в том числе и с входящей в комплект аппаратурой уплотнения) уже введены в эксплуатацию в нескольких регионах России.

Судя по интересу, проявляемому к этой разработке, возможность с малыми затратами решить проблемы с эксплуатацией устаревших АТСК 50/200 привлекает многих операторов электросвязи. Те из них, кто уже начал обновление своих станций, в целом одобрительно отнеслись к этой идее. Фактически, они произвели капитальный ремонт своей аппаратуры, переведя ее на новый уровень, и в то же время оперативно компенсировали свои затраты за счет расширения абонентской сети. В выигрыше оказались все - и работники системы связи, получившие более надежную аппаратуру, и сельские жители, годами ожидавшие своей очереди на телефон. Конечно, как и все новое, данный проект требует отладки и дополнительных исследований. Но уже первые результаты убедительно доказывают: в реалиях нынешней России это, пожалуй, самый оптимальный путь развития сельской телефонной связи, которому пока нет альтернативы.

Воронеж

© НПФ "Кварц". Разрешается свободное копирование авторских статей для всех изданий. Обязательное условие копирование статей - гиперссылка на главную страницу сайта http://quartz-voronezh.ru, указание копирайта © НПФ "Кварц" и фамилии автора.


Публикации (в хронологическом порядке)

Воронеж

09.04.2009


Rambler's Top100